1.1 Введение

Что такое философия? Слово философия (греч. phileo — любовь, Sophia — мудрость) означает любовь к мудрости. Диоген Лаэртский сообщает: «Философию философией (любомудрием), а себя философом (любомудром) впервые стал называть Пифагор... мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек». В споре с Флиунтским тираном Леонтом Пифагор и назвал себя философом, т.е. «любомудром». Дело в том, что слово «мудрец» к тому времени несколько девальвировалось (позднее слово «софист» вообще стало бранным). Так, «мудрость» возносится на запредельную высоту, а любомудрие означает тягу к Мудрости. Человек не может ответить на «вечные» вопросы «Что есть мир?», «Что есть человек?», каков смысл его жизни и его предназначение и т.п., поскольку в этом случае он как бы уже знает нечто о таких проблемах и перестает быть философом. Подобные ответы на обладание высших истин характерны для мифологии, религии, но не для философии. Задача у философа иная: не дать ответы на «вечные» истины, а указать путь человеку, стремящемуся к мудрости, предоставить метод и развить способность достижения истины, которая в конечном счете воплотится в знание. Платон сравнивал философию с «фармаконом» — неким веществом, которое может выступать и лекарством, и ядом одновременно. Доза и условие применения определяют его действие. Многознание уму не научает, говорил Гераклит. В этом и кроется проблема: знание приходит с опытом, методом проб и ошибок. Так, знание может быть силой, применяемой на пользу, так и вредом. В философских ответах на эти проблемы наблюдается связь вечного и сиюминутного.

Круг философских проблем, а соответственно с этим и предмет философии исторически видоизменялись с формированием общества, развитием науки и философского знания. Вот почему существует множество определений философии и истолкования того, что она собой представляет и ее ценность. Можно говорить о том, что философия — это всегда попытка рассудка предоставить новые средства понимания и деятельности человеку, позволяющие ему жить в постоянно изменяющемся мире, но философия — и определенное временем размышление над предельно общими основаниями культуры и форма опосредования житейской повседневности. К примеру, Аристотель выделяет философию в форме теоретической (умозрительной), практической и творческой. Метафизику он определял как науку о первом и последнем, как знание сути вещей. Византийский богослов и поэт Иоанн Дамаскин (675—753) многозначно определяет философию: это и познание природы сущего; постижение предметов божественных и человеческих; помышления о смерти; уподобление богу через мудрость, справедливость, праведность, доброту и др. Есть и философская саморефлексия, метафилософия, которая становится в XX в. методологией современного философского знания. Смена парадигм философствования мировой мысли, развитие новых форм дискурса связано с изменениями самой жизни, а это приводит к тому, что философия становится не только объясняющей, но и наводящей мосты для соединения теоретического знания с нормативными правилами поведения и деятельности, вырабатывающей способы видения мира. Философия содействует созданию определенных взглядов на мир, его оценке с точки зрения принимаемых идеалов. Почему она и носит личностный характер.

Философия непосредственно связана с таким феноменом, как личность, отвечающая на идеи, системы взглядов, но неизменно с индивидуальной неповторимостью, специфичностью его бытия. Это не конформист, соглашающийся со всеми, не «усредненный человек» Мартина Хайдеггера, знающий уже все ответы на «вечные» вопросы. Личность не приемлет беспрекословно истины общества или группы, к которой он принадлежит. Личность — это особенная структура в человеке, которая создается необычными актами и способами переживания. Есть гений языка, на котором мы говорим, которым мы выражаем великое. Есть поступок от страха, голода, вызванный сытостью, а есть личностный поступок, причиной которого является сам человек. Личностный акт есть и мысль, которая относится к философии. Философия не обязательно может быть профессиональной, в форме учений, а может быть просто действительной философией, как состояние сознания или мысли писателя, художника, ученого. И вообще — личности. Личность убеждается сама в истинности всего — от божественного авторитета до обыденных предписаний — вопреки мнению массы. Примеры этому — Сократ, Бруно, Галилей..

Начало философии. Философия главным образом отличается от других систем знания тем, что она неизменно вопрошает себя о своей собственной сути, предмете, назначении. Видимо, потому Аристотель, говоря о начале философии, полагал, что она появляется в результате удивления, изумления. Исторические эпохи по-разному нивелируют это удивление, направляя внимание на разные стороны бытия человека. История человеческой мысли свидетельствует, что философия предста| 12

ла как новый способ миропонимания, заключающийся в универсализации картины мира. Не сразу появилась идея об универсальных мировых законах. Значительную часть своей истории человечество просуществовало с представлениями о локальной, этнической устроенности мира. Выражением этих представлений были мифы, которые никогда не претендуют на роль единой уникальной объяснительной системы как раз потому, что являлись безусловным сводом объяснений мира и жизни данной этнической общности.

Переход к философскому миропониманию произошел не путем экстенсивного расширения рамок картины мира, но посредством изобретения нового способа мышления с помощью понятий. Об этом с определенностью свидетельствует содержание древних философий, развивавшихся культурами Индии, Китая, Греции.

Предмет философии. Философия — особый вид знания о мире, вид духовной культуры, неких универсальных принципов, система обобщенных знаний и представлений о мире как целостном образовании, о наиболее общих законах бытия и познания. Все это создано человеком в процессе размышления. Как система миропонимания она необходимо содержит в себе проблему человека, его места и роли в существующей действительности, видя его не только в качестве необходимой части мироздания, но и как активного субъекта исторической деятельности. В этой связи она решает вопросы о сущности бытия человека, смысле жизни, результатах и критериях деятельности. И. Кант писал, что он учит науке, действительно нужной человеку, ибо она способна указать человеку подобающее место в мире и способна научить, каким надо быть, чтобы быть человеком. При этом, согласно Канту, достоинство и внутреннюю ценность философии придают ориентация ее на человека и высшие нравственные ценности. Философия пытается раскрыть порядок Космоса и Природы, Истины и Справедливости, Блага и Морали, Государства и Личности. Эти размышления оказываются стержнем личной и общественной жизни человека, часто не имея установленных и общепризнанных знаний и результатов. Философия открывает нам целостность бытия, глубины человеческого сознания. Хайдеггер считал, что «философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома».

Является ли философия наукой? Есть точка зрения, что философия формируется из предшествующих элементов научного знания, пранауки. В древности в философии видели в мать всех наук, основу научного знания, некий синтез постигнутого бытия. Эту точку зрения разделял Аристотель (384—322 гг. до н.э.). Для него философия была наукой о началах, некой универсальной системой познаний о реальности, исследующей наивысшие принципы и причины всего сущего. В дальнейшем эта точка зрения породила рассуждения о принадлежности философии к науке. Но здесь мы сталкиваемся с тем, что создатели философских учений в акте свободного выбора как профессионалы определяют ее основания, категории, законы, в определенном смысле выражающие не только внешние обстоятельства бытия мыслителя, но и собственную точку зрения. Иными словами, в философии всегда наличествует личность ее создателя.

Согласованность системы философии для некоторых ученых выступает основанием признания философии наукой. Тогда как же быть со свободой выбора оснований той или иной философии? В этом случае спор о ее принадлежности к науке можно разрешить тем, что она подобна медицине, т.е. является сплавом науки особого рода и искусства. Дело в том, что философия не может ограничиться определенным решением философского вопроса, а всегда включает акт личностного свободного выбора. Не зная конкретных наук, землепашец, например, может спокойно жить. Но он не может даже непрофессионально не задумываться о сути бытия, существовании Бога, любви, счастье и надежде. В действительности что это — иллюзии или субъективные представления? И в чем счастье: быть миллионером или честным человеком? Похожие вопросы можно умножать.

Согласно критериям ученых, философы говорят на искусственном языке, рассуждают о непостижимых проблемах как о реальных и предлагают их исследование божественным или метафизическим умом. Так возникает иллюзия конкретности их вопросов. Предметы мира нашего окружения имеют причины своего создания и время жизни. Но вопрошать о причине мира вообще, времени его формирования, тщетно. Только теологи продолжают задаваться такими вопросами, поскольку у них уже есть ответ: бог причина и творец мира. Правда, спрашивать, как, когда и где возникает и существует Бог, считается некорректным.

Иными словами, когда вопрошают о начале мира, о сущности бытия, основаниях совести и о бессмертии души, то надо отвечать по существу. Однако правильно ли поставлены эти вопросы, есть ли на них ответ и как проверить их истинность? В этом случае следует вначале дать ответ, что такое «сущность» и его применимость. Отказать в праве существования философским понятиям и концептам мы не можем, как и в доказательстве результативности употребления понятия сущности в разнообразных сферах жизнедеятельности.

Подобные вопросы представляют определенные философские проблемы: «Что значит бытие?», «Что значит человек?», «Что есть истина?» Эти вопросы требуют ответа от определенного человека со своими взглядами и ценностями, а не специалиста в той или иной области. Рассуждения по поводу неоднозначности ответов на эти и подобные вопросы и будет обыденной формой философствования, философией здравого смысла. Мир науки в случае признания философии наукой потребовал бы от нее, чтобы ее истины стали общепризнанными, объективными, подтверждаемыми эмпирическими данными и экспериментами, использование общепризнанных методов и общепризнанного языка. Как мы понимаем, такого «единства» философия допустить не может, хотя она и включает в себя рефлексию на научные знания. Философия носит личностный характер, а потому при своем самоопределении человек из множества идей, концепций, систем, взглядов будет нести неповторимость, характерность стиля размышления и своеобразия используемого языка. Все это в конечном счете определяет его уникально-неповторимый способ бытия в мире.

С другой стороны, соотношение философии и науки, их взаимосвязь и корреляция требуют углубленной философской рефлексии в начале XXI века, необходимой для понимания специфики философского знания, определения роли философии в научном познании и усвоения научных идей и т.п. Здесь можно выделить четыре концепции.

  • 1. Философия систематически формирует взгляды на мир, вселенную, учение о бытии (своеобразный реализм аристотелевско-томистского рассуждения и философия природы).
  • 2. Наука задает картину мира, философия ее не дополняет, а «излечивает» ее от иллюзий; концепция теории высказываний (текста) замещает собой теорию реальности.
  • 3. Акцент на различение всего научного опыта и опыта эстетического, морального, политического, религиозного. Главный момент — субъективность философской рефлексии, а не глобальное видение мира.
  • 4. Исследование некоторых возможностей самого выражения философии и конца философии (постфилософия, метафилософия). Постулируется реальное видение мира через языковый, поэтический, архаический, метафорический материал.